Игровая социометрия
Цель:

    -изучение   межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи:

    -Проведение социометрического исследования;

    -Выявление (диагностика) дошкольников с трудностями в межличностном общении;

    -Коррекционная работа;

    -Анализ диагностики и коррекционной работы.

Методика: Исследование проводиться в виде игры-беседы «СЕКРЕТ».
Перед началом исследования необходимо подготовить красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы предлагается  три открытки.  Каждый ребенок отвечает на вопрос эксперта. При беседе с ребенком результаты фиксируются в бланке.
Ребенок, отвечая на данные вопросы, не должен видеть детей группы. Он беседует с экспертом наедине.
Исследование проводилось в первой половине дня.
Для того чтобы исследовать межличностные отношения провели игру «СЕКРЕТ».
Инструкция для испытуемых: Каждому ребенку из группы  сказали «Сегодня дети  вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки  и говорят: «Давай представим, что эти  картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем  детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому.
После выбора ребенком детей, его  спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний   секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)?  А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».

Методика по определению: 
В бланке специальными знаками отмечены выборы сделанные ребенком в отношении трех детей группы:

Взаимный выбор определяется следующим образом. Анализируется, кого выбрал данный ребенок и соотносится с тем, выбрали его эти дети. Например. Петя Б. выбрал Сашу А., а Саша А выбрал Петю Б. Следовательно, их выбор является взаимным.
По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:

    -«звезда» - 5 и более выборов; I

    -«принятые» - 2-4 выборов;II

    -«непринятые» - 1 выборов;III

    -«изолированные» -0 выборов.IV

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).
Определить УБГ

    -высокий (I+ II) больше (III+IV);

    -средний (I+ II) равно (III+IV);

    -низкий(I+ II) меньше (III+IV) .

Важным показателем является индекс «изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов).
Определение коэффициента взаимности по формуле:
(КВ) : КВ = (Р1/Р)Х100%, где
КВ - коэффициента взаимности;
Р1 - число взаимных выборов;
Р – общее число выборов, сланное в эксперименте.
На основании определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе. (КВ ниже 20% рассматривается как отрицательный показатель).

Анализировались категории положительных и отрицательных выборов.
http://www.desiatochka.hut2.ru/article_Psihology8.html